Заявка на размещение Тарифы Дополнительные услуги
(495)256-76-76
(495) 744-84-88

Контакты            

Регламентные работы, зачем они нужны.

Понятие "регламентные работы" вызывает обычно легкое содрогание у человека, которому так или иначе приходится общаться с техникой. Для автомобилиста регламентные работы - это необходимость регулярно выстаивать очереди на техосмотр и получать "заветные" талончики для нейтрализации сотрудников ГИБДД. Для хозяина любого предприятия регламентные работы - это навязанная законом неизбежность периодически выбрасывать деньги "невесть на что", останавливать работающие станки и оборудование, нести убытки при том, что после проведения работ ничего, вроде бы, не меняется. Для пользователя сети Интернет регламентные работы на оборудовании провайдера означают невозможность выхода в сеть и обмена информацией в течение определенного времени. Регламентные работы затрагивают даже домохозяйку - "профилактика техники" на телецентре подчас не дает ей посмотреть телевизионные программы.


Что ж, разберемся в этом вопросе. Что же такое регламентные работы? С точки зрения обывателя это - периодическая возня с исправной техникой, приводящая к невозможности пользоваться ею в течение определенного времени. Зачем же делать бессмысленную, казалось бы, работу там, где все исправно? Ответ прост: чтобы неисправность не могла случиться.


Автолюбитель не просто получает талончик. В процессе ТО механики проверяют его машину на предмет "слабинок" в движущихся частях, меняют масло и прокладки, осматривают и прослушивают все системы, замечая зародыши возможных крупных неисправностей. То же самое делают техники с дорогостоящим заводским оборудованием, на самом деле не приводя к убыткам, а экономя хозяину деньги. И электроника также склонна выходить из строя, если она долгое время оставалась без присмотра. Необходимо очистить внутренности аппаратуры от пыли, неизбежно засоряющей системы охлаждения. Обязательно нужно убедиться в соответствии всех сигналов и напряжений номинальным. И так далее...


Сказанное в полной мере относится и к телекоммуникационному оборудованию датацентров. Здесь есть и движущиеся части, и аккумуляторные батареи источников бесперебойного питания (ИБП), и системы охлаждения, и сложная электронная аппаратура. За всем этим необходимо следить, в противном случае крупная авария не заставит себя ждать. Для этого и проводятся регламентные работы.


Развитие современной микроэлектроники и автоматики привело к тому, что большинство из этих работ можно проводить в автоматическом режиме, а большую часть из оставшихся "ручных" - без необходимости выключения аппаратуры. Но, к сожалению, не все.


Поговорим об этом подробнее.


Регламентные работы, как почти все действия в компьютерной сфере, делятся на физические и программные. Физические - осмотр, устранение и предотвращение неполадок аппаратуры. Программные - проверка работы приложений, чистка журналов, копирование баз, то есть - работа по предотвращению потери, искажения или утечки информации. Интересно, что часть физических регламентных работ осуществляется в наше время программными методами - например, с помощью утилит автоматического тестирования.


Следующая категория разделения регламентных работ - по периодичности. Существуют работы ежедневные, ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные. Как правило, изготовители аппаратуры (ИБП, серверов, маршрутизаторов и т. п.) в руководствах по эксплуатации указывают вид и сроки технического обслуживания своих устройств. Однако обслуживающий персонал датацентра вполне может устанавливать свои сроки и содержание регламентных работ. Это обусловлено комплексным использованием различной аппаратуры и желанием, с одной стороны, упростить и унифицировать порядок работ, с другой - максимально возможно обезопасить аппаратуру от сбоев и аварий.


Укажем основные регламентные работы, которые необходимо проводить на датацентре, пользуясь приведенной классификацией. Отметим, что выбирать, какие регламентные работы необходимо производить, нужно в зависимости от конкретной ситуации - архитектуры системы и надежности ее компонентов, уникальности и важности размещенных данных, предпочтительности для той или иной службы бесперебойности работы либо частых проверок и т. д. Кроме того, на части аппаратуры датацентра (находящейся в общем пользовании) регламентные работы проводят сотрудники его технической службы, а сервера пользователей, подключенные в рамках ColoCATion, обслуживают представители клиента. Разумеется, если клиент не заказал соответствующую услугу по техподдержке своей аппаратуры.


Ежедневная проверка исправности аппаратуры и приложений


Производится в обычном режиме работы аппаратуры без ее выключения и каких-либо программных изменений. Обычно на каждом блоке датацентра установлены соответствующие тестирующие программы, в автоматическом и практически непрерывном режиме проверяющие правильность работы ПО и измеряющие напряжения в контрольных точках схемы. Такие программы действуют без участия техников, но в случае возникновения каких-либо неполадок оповещают об этом обслуживающий персонал подачей сигнала тревоги.


А вот - то, что можно сделать только с помощью человеческих глаз: обойти всю аппаратуру, проверить целостность соединительных кабелей, надежность подключения разъемов. Осмотреть каждый блок: не слишком ли запылился, нет ли механических повреждений, не посягался ли кто-либо на целостность пломб, не видно ли следов оплавления на корпусах или кабелях. Проверить, не перегревается ли какой-либо узел, нет ли дыма или неприятного запаха. Автоматика не всегда способна вовремя уловить локальные очаги начинающегося перегрева или возгорания.


Программная часть ежедневного осмотра устанавливается руководством датацентра в зависимости от его специфики. Сюда может входить резервное копирование новых данных или содержимого журналов учета, проверка состояния сетей, архивов и т. п., удаление ненужной информации для освобождения места на дисках, проверка журналов событий, управление конфигурацией систем, ведение и анализ статистики, аудит и обновление ПО и т. п. Часть перечисленных действий может выполняться и реже одного раза в сутки - это решает руководство, разрабатывая соответствующие нормы регламентных работ.


Очистка аппаратуры от пыли


Может производиться либо по мере необходимости, либо (что предпочтительнее) - с определенной периодичностью, не допускающей чрезмерного засорения вентиляционных устройств и запыления плат. Здесь может понадобиться и кратковременное отключение аппаратуры, снятие крышек с корпусов, применение специальных вспомогательных средств или составов. Важность этой процедуры невозможно переоценить, поскольку источником возгорания внутри любой аппаратуры в подавляющем большинстве случаев является скопившаяся пыль. Кроме того, слой пыли блокирует нормальный теплообмен между нагревающимися в процессе работы деталями схемы и воздухом, что приводит к перегреву и выходу из строя электронных компонентов.


Кстати, именно поэтому датацентр ColoCAT не принимает к установке запыленные сервера. Простите, уважаемые клиенты, но нам не хочется устанавливать в свои стойки потенциальные "бомбы замедленного действия" - источники возгорания.


Проверка состояния инженерно-технических систем


Особое внимание необходимо уделять аккумуляторным батареям ИБП. Эти элементы схемы датацентра также обычно тестируются автоматически, однако нет нужды говорить об их важности при исчезновении сетевого напряжения. Изготовители рекомендуют периодически заменять аккумуляторные батареи на резервные, чтобы оба комплекта находились в одинаково работоспособном состоянии. Этим нельзя пренебрегать, особенно когда электричество поступает без перебоев в течение длительного времени. Такая ситуация очень отрадна, но "оружие" необходимо все время поддерживать в состоянии "боеготовности": измерять емкость аккумуляторов, в батареях открытого типа - регулярно менять электролит, подзаряжать. Тогда авария в сети не будет неожиданностью, когда бы она ни произошла.


Кроме вычислительной аппаратуры, регламентные работы должны охватывать и обслуживающие комплексы датацентра - системы климат-контроля, пожарной сигнализации и т. п. Поддерживать их в работоспособном состоянии не менее важно. Ведь эти системы обеспечивают нормальную и безопасную работу основных систем. Например, выход из строя кондиционеров может привести к перегреву и отказу всей аппаратуры. Поэтому их также необходимо периодически очищать от пыли, проверять правильность работы и так далее. Для этого система кондиционирования, например, датацентра ColoCAT построена по принципу N + 1. Это значит, что в запасе имеется один запасной блок кондиционирования. Таким образом, проводить регламентные работы можно без выключения всей системы - достаточно последовательно выключать блоки, обслуживая их один за другим. Кстати, такой принцип резервирования блоков применяется и в других системах.


Работы, которые невозможно выполнять без выключения систем датацентра


Хотя практически все работы из перечисленных выше персонал датацентра умудряется выполнять без остановки систем, некоторые работы все же требуют отключения питания или канала данных. Они не производятся слишком часто. Но иногда, например, необходимо перезапустить сервера, маршрутизаторы, коммутаторы. Необходимо тщательно осмотреть внутренности каждого блока, провести "ручное" тестирование, которому помешает выполнение стандартных программ. Необходимо серьезно обновить важное ПО. Заменить устаревшее оборудование на новое, при этом провести полный цикл его инсталляции, разумеется. Возможно, датацентр хочет расширить круг предоставляемых сервисов и для этого устанавливает дополнительное оборудование или ПО. Или он приобрел новые стойки и переносит все оборудование на них. И так далее.


О проведении регламентных работ с нарушением доступа к сети датацентр оповещает своих клиентов заблаговременно. При этом указывается дата проведения работ, время их начала и окончания. Обычно клиенты лишаются связи на пару часов, реже - на большее время, но практически никогда - слишком надолго. Если мы смогли убедить вас в необходимости проведения этого важнейшего мероприятия - не досадуйте на такие перерывы. Регламентные работы проводятся, по большому счету, для вашего же блага. А, зная, какой объем работ выполняется техниками датацентра без ущерба для вашего трафика, оцените по достоинству труд работников "невидимого фронта" - технических служб.


Регламентные работы, проводимые хозяевами серверов


Разумеется, если вы пользуетесь такими услугами датацентра, как виртуальный хостинг или выделенный сервер, то регламентные работы не входят в число источников вашей головной боли. А вот Colocation при полной свободе, которую дает такой метод подключения, обременяет вас и дополнительным грузом проблем. Увы, одно без другого не бывает. Но если для вас свобода действий и возможности полновластного распоряжения сервером важнее - будьте готовы к необходимости проведения регламентных работ на своем сервере, размещенном на территории датацентра.


Для этого датацентр предоставляет вам часы посещения "больного". Они совпадают с рабочим временем. Увы, круглосуточный доступ невозможен по элементарным причинам безопасности - только в экстренных случаях и по согласованию мы можем его разрешить. Но в рабочее время - пожалуйста. Более того, мы готовы оказывать вам всяческую поддержку в техобслуживании вашей аппаратуры.


Для вас регламентные работы, проводимые только вашими сотрудниками, являются дополнительной гарантией безопасности вашей информации. Ни один посторонний человек не будет "ковыряться" в вашей собственности, как физической, так и виртуальной. Так что - взвешивайте все плюсы и минусы... И в любом случае приходите к нам.


Rambler's Top100
службы мониторинга серверов

© 2008 - 2016 «Colocat»
Все права защищены.
info@colocat.ru
Правовая информация